SuPortNet
  
Предыдущая страница Закрыть книгу Следующая страница

1. Исследование ситуации по портам на реке Нарва

1.1. Общая информация

1.1.1. Информация о проекте

Проект SuPortNet II North-West RUS (2002-2004) направлен на изучение потенциальных яхтенных портов в регионе Балтийского моря и на развитие международного морского туризма в восточной части Финского залива - в российских приграничных водах Ленинградской области, на северо-востоке Эстонии и в регионе Кюменлааксо Финляндии.
Лидером проекта является Администрация МО "Кингисеппcкий район", а партнерами по проекту являются МО "Сланцевский район", Правительство Ленинградской области (Россия), МО "Город Ивангород", Муниципалитеты Нарвы и Нарва-Йыэсуу (Эстония) и партнер из Кюменлааксо (Финляндия).
Цель проекта - развитие морского туризма, разработка технико-экономического обоснования строительства яхтенных портов на реке Нарва и российских островах Финского залива, международный маркетинг и построение связей российских и эстонских портов с сетью портов Европейского Союза.
Цель проекта - развитие морского туризма, разработка технико-экономического обоснования строительства яхтенных портов на реке Нарва и российских островах Финского залива, международный маркетинг и построение связей российских и эстонских портов с сетью портов Европейского Союза.

1.1.2. Исторические и политические особенности региона Принаровья

Исторически на развитие региона повлияло пограничное положение территорий вдоль реки Нарва. Территории были спорными и неоднократно переходили от одного государства к другому. Как результат - неоднородный национальный состав населения, наличие различных культурных традиций. Нахождение городов Принаровья на пересечении основных торговых путей делало их чрезвычайно привлекательными, и приграничная торговля имеет здесь глубокие традиции. При этом все города имеют исторически обусловленный опыт совместного существования.
Город Нарва возник в конце XIII - начале XIV века на пересечении торговых путей, идущих через территорию Эстонии в Россию - Новгород и Псков. Особенно большое значение город приобретал во времена возникновения конфликтов между Ганзой и русскими городами: Нарва при этом становилась особой экономической зоной, где русско-ганзейская торговля продолжалась вопреки официальному запрету.
Три века спустя на правом высоком берегу реки Наровы прямо напротив Нарвского замка для защиты своих земель русские ставят Ивангородскую крепость. Постепенно население крепости стало селиться и за её пределами - так возник город Ивангород.
С тех пор два города - Ивангород и Нарва стоят напротив друг друга, их разделяет только река.
Распад бывшего СССР тяжело отразился на отношениях соседей - восточных регионах Эстонии и Ленинградской области. Это поставило Нарву и Ивангород в трудное экономическое положение. Оба города, которые разделяла только река, существовали практически как единый организм. Между городами прошла межгосударственная граница, которая внесла свои коррективы в жизнь целого региона.
Установление границы сказалось и на развитие туризма в регионе. До 1991 года посещение Ивангородской крепости входило в объект показа всем туристическим группам, приезжавшим в Нарву. Туристические группы и отдельные туристы, приезжавшие в Ивангород, переехав через мост Дружбы, посещали эстонскую Нарву и все её уникальные исторические памятники. Граница закрыла взаимное посещение этих уникальных туристических объектов, находящихся по обе стороны реки.

1.1.2.1.Особенности приграничного региона в течении реки Нарва

Государственная граница Российской Федерации с Эстонской Республикой, проходящая по реке Нарва между Нарвой и Ивангородом, на сегодняшний день не имеет официального статуса границы, соответствующий договор между государствами не подписан. С этим сопряжены многие трудности. Восточная граница Эстонии с Россией на 81% проходит по водоемам (с учетом морской границы). Если оставить в стороне морскую часть границы, то доля водоемов в материковой части границы составит 75%. В первую очередь, трансграничными водоемами являются, конечно, река Нарва и Чудско-Псковское озеро. Граница проходит по всему протяжению реки Нарва и Нарвскому водохранилищу (75,5 км или 22,7% от общей длины материковой границы с Россией), по Чудско-Псковскому озеру 126,2 км (37,9% границы).
Кроме этого, 31 км границы проходит по реке Пиузы и ее притокам, остальные трансграничные реки небольшие.
До 1991 года города Нарва и Ивангород находились в тесной экономической интеграции и существовали как единый организм, имея общую систему коммуникаций, проводя совместную работу в области культурного и социального взаимодействия. Основные объекты инженерной инфраструктуры, расположенные в Нарве, обслуживали оба города. После распада СССР ситуация изменилась, и хозяйственные связи были утеряны.
В настоящее время местные самоуправления обязаны заниматься наведением мостов с соседями.

1.1.2.2. Состояние приграничного сотрудничества между органами самоуправлений вдоль реки Нарва

Приоритетами регионального развития партнеров, привлекательными с точки зрения приграничного сотрудничества, определены следующие сферы: туризм, транзит, промышленное производство и обслуживание.
Контакты между муниципальными образованиями Ленинградской области - Сланцевского и Кингисеппского районов и г.Ивангорода с самоуправлениями приграничных городов Северо-Востока Эстонии - Нарвы, Силламяэ, Кохтла-Ярве, Йыхви нельзя назвать регулярными. Работа активизируется в период реализации международных проектов в рамках программы PHARE и TACIS. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2001 года №196-р утверждена концепция приграничного сотрудничества, в рамках которой и работают российские органы местного самоуправления. Эстонское законодательство не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по приграничному сотрудничеству.
В силу своего географического положения города Ивангород и Кингисепп являются городами - партнерами городов Нарвы и Йыхви.
В 2000 между г. Нарвой и Ивангородом был подписан договор о сотрудничестве, и была создана среднесрочная Программа приграничного сотрудничества, но она стала очередным формальным документом, так как на практике она не реализуется.

1.1.2.3. Совместные международные проекты

Проект "Estrufin"( декабрь 1998 г. - март 2000 г.)
Цель проекта - сблизить местные власти и предпринимателей из Эстонии, России и Финляндии для работы над общими проблемами местного экономического развития, стимулирования развития приграничного сотрудничества на уровне местных властей и МСП. В проекте участвовали местные самоуправления городов Нарва (Эстония), Ивангород и Выборг (Россия), Лаппеенранта (Финляндия).
Проект "Tung" (март 1999 г. - апрель 2000 г.)
Цель проекта - развитие конструктивного сотрудничества между профсоюзными организациями Нарвы и Ивангорода.
Проект - "BWC INFOTOUR RUS" (2002-2004), лидер проекта - администрация г.Ивангорода. Партнерами Ивангорода в данном проекте выступают г. Нарва (Эстония), г. Кальмар (Швеция), г. Калининград (Россия).
Цель проекта - развитие туризма, создание муниципального фонда "Ивангородский центр устойчивого развития", в рамках которого будет действовать Ивангородский туристический инфопункт, разработка технико-экономического обоснования строительства международного рекреационно-гостиничного комплекса "Наровия".

1.1.2.4. Особенности законодательства и ограничения по развитию туризма в приграничной зоне

Администрации всех приграничных городов действуют на основании государственных законов, регулирующих деятельность местных самоуправлений. По сравнению с другими городами своих стран они не имеют каких-либо преимуществ или особых полномочий, делегированных центральной властью для решения вопросов приграничной кооперации. Все вопросы, касающиеся взаимоотношений приграничных регионов, регламентируются пограничным и таможенным законодательством стран и нормами международного права, а также соглашениями, достигнутыми на межгосударственном уровне. В России отдельные вопросы сотрудничества приграничных территорий переданы на региональный уровень и находятся в компетенции Правительства Ленинградской области, где имеется должность председателя комитета по внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству.
Согласно постановлению Губернатора Ленинградской области от 13 августа 1999 года № 261-пг "О пограничной зоне и пограничном режиме на территории Ленинградской области" муниципальное образование "Город Ивангород" целиком входит в "пятикилометровую пограничную зону, непосредственно прилегающую к Государственной границе". По пункту 17 Правил пограничного режима на территории области, утвержденных вышеуказанным постановлением, "лицам, не являющимся жителями пограничной зоны и следующим за границу или прибывающим из заграницы на автотранспорте, разрешено пересекать пограничную зону по документу, дающему право на пересечение государственной границы, и следовать в автотранспорте только по международным трассам; запрещено делать остановки в не установленных местах и покидать транспортные средства, за исключением случаев аварийной остановки", а по пункту 22 Правил лица, допустившие нарушение данных Правил, могут быть привлечены к административной ответственности.
Таким образом, большой поток транзитных туристов, следующих через Ивангород и другие жилые пункты в пограничной зоне и желающих ознакомиться с городом в ожидании прохождения таможни, формально не может быть обслужен.
По Правилам пограничного режима на территории Ленинградской области, часть II пункт 1: " Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организации, учреждений и общественных объединений". Данный документ также регулирует режим пребывания на реке Нарва.
Это означает, что перед поездкой в пограничную зону необходимо связаться с органами ФПС РФ, приграничными, городскими или с администрацией города, которые совместно с пограничниками оказывают услуги по оформлению документов для въезда в погранзону, и заказать пропуск. Безусловно, такие сложности не способствуют развитию любого туризма, в том числе водного. Со стороны Эстонии такой жесткой регламентации практически нет, но конечно, пограничниками также регулируется порядок выхода на реку, проведение рыбалки и охоты в приграничной зоне.
Основным законом, регулирующим туристическую деятельность в Эстонии, является "Закон о туристической деятельности", принятый 15 ноября 2000года, вступил в действие с 1 марта 2001. Закон не содержит никаких ограничений по развитию туризма в приграничной зоне. Однако контактов между существующими туристическими организациями Нарвы и Ивангорода в настоящее время нет.
Наличие в Нарве Консульства Российской Федерации играет положительную роль в решении некоторых вопросов, касающихся пересечения границы.

1.1.2.5. Проблемы, связанные с границей на реке Нарва

Одним из главных ограничений для доступа в так называемую "пограничную полосу" для российских граждан является необходимость выписки пропуска. По сути, это формальность, поскольку такой пропуск выписывается на основании общегражданского паспорта и заявления гражданина о желании отдохнуть на берегу реки Нарвы или Чудского озера. Но для иногородних посетителей-россиян из населенных пунктов, не расположенных в пограничной полосе, в принципе, создаются определенные проблемы, связанные с необходимостью посетить комендатуру, написать заявление, а затем до 10 дней ожидать решения. Например, у многих жителей города Сланцы дачи расположены на берегу Чудского озера. Но, тем не менее, каждому ежегодно приходится проходить через процедуру оформления "визы" для посещения собственной дачи. Постановление местных властей "О Режиме пограничной полосы" также требует, чтобы в каждый населенный пункт выписывался отдельный пропуск.
Одна из главных проблем водного туризма, существующих в настоящее время, - это проблема выхода маломерных судов на реку Нарва. Государственная граница между Россией и Эстонией, сформированная на основании административной границы, проходившей между республиками Советского Союза, пересекла исток реки Нарвы, который стал эстонской территорией. В начальный период (1991-1995 гг) эстонские власти не возражали против прохода российских маломерных судов через эстонскую территорию в истоке реки Нарвы. Выставлялись только два условия: наличие государственного флага на борту судна и безостановочный проход из российской зоны в российскую зону.
Затем с выходом частных маломерных судов возникли проблемы, существующие и в настоящее время. Несмотря на заявления российских пограничных властей о том, что проход через этот участок возможен при передаче пограничным властям судовой роли и уведомлении пограничных нарядов о проходе в Чудское озеро и обратно, фактически такой практики не известно.
В реальности оповестить российских и эстонских пограничников о проходе катера из реки Нарвы в Чудское озеро тоже является проблемой, ибо пограничная застава на Чудском озере находится в деревне Козлов Берег, пограничная застава на реке Нарва находится в деревне Кукин берег, и до обеих застав следует добираться по автодороге более 10 км.
В низовьях реки разрешение на выход на реку можно также получить у пограничников в Ивангороде. Однако для входа в российскую часть реки иностранные яхты должны сначала получить разрешение в Высоцке или Санкт-Петербурге. В связи с этим перспектива развития о.Гогланд и оформления там документов дает зеленый свет развитию морского туризма и на реке Нарва. Со стороны Эстонии пограничный пункт находится непосредственно в устье реки в г.Нарва-Йыэсуу, что способствует развитию международного морского туризма вдоль эстонского берега. Известно, что уже несколько лет назад на уровне межгосударственных отношений были подготовлены и согласованы договор и другие документы о прохождении государственной границы между Россией и Эстонией, в частности и в истоке реки Нарва, и у деревни Мехикоорма. При этом государственная граница отодвигалась от российской стороны, а эстонской стороне передавались эквивалентные участки Чудского озера. Но по политическим соображениям эти документы до сих пор не подписаны.
Вполне возможно, что режим так называемой "пограничной полосы" будет еще более ужесточен в связи со вступлением Эстонии в НАТО, хотя попоследним данным МО "Город Ивангород" вопрос отмены пропусков для въезда в погранзону на территории города практически решен.
Вместе с тем, администрация МО "Город Ивангород" проводит работу по открытию города для морских туристов со стороны реки. Так был проведен ряд совещаний с участием представителей правительства ЛО, пограничных и таможенных служб, касающихся вопросов организации и строительства нового таможенного комплекса, а также пассажирского причала на реке Нарва. В частности, на них было рекомендовано Комитету по внешнеэкономическим и международным связям Правительства ЛО организовать работу с эстонской строной по совместному использованию акватории пограничной реки Нарва, а МО "Город Ивангород" определить источники финансирования проекта судоходного пассажирского сообщения Ивангород-Нарва-Котка, обеспечить разработку технического проекта, согласование, строительство пункта пропуска речного терминала.

1.2. Социально-экономическая характеристика самоуправлений Принаровья

Ленинградская область России является приграничной областью, на северо-западе граничащей с Финляндией, а на западе с Эстонской Республикой. Площадь ее территории составляет 85 000 кв.км, численность населения - 1 679 000 человек. На территории области расположено 29 городов, 38 рабочих поселков и 3167 поселений сельского типа.
Плотность населения 19,5 человек на кв. км.
На западе Ленинградская область примыкает к Финскому заливу Балтийского моря. У западных границ области его ширина достигает 130 км, а в так называемой Невской губе составляет всего 12-15 км.
Почти вся территория Ленинградской области относится к бассейну Балтийского моря. Исключение составляют крайняя восточная часть области, лежащая к юго-востоку от водораздельной Вепсовской возвышенности; она относится к Волжскому бассейну. Среди многочисленных рек, впадающих в Финский залив на южном побережье, наиболее значительные - Луга с притоком Оредеж и Нарва с притоком Плюсса.

1.2.1. МО "Кингисеппский район"

Кингисеппский район был основан в 1927 году. Район находится на юго-западе Ленинградской области, его территория составляет 2871,9 кв. км, население района 74,3 тыс. человек.
Административный центр района - город Кингисепп с населением 52,1 тыс. человек. Город стоит на реке Луге на расстоянии 138 километров от Санкт-Петербурга. Луга в верхнем течении рукавом Россонь соединяется с рекой Нарвой напротив эстонского города Нарва-Йыэсуу.
Муниципальное образование включает в себя территории г. Кингисеппа и 9 административных округов со 193 сельскими населенными пунктами.
Географическое положение района уникально: он имеет морскую и сухопутную границу со странами ближнего и дальнего зарубежья, являясь одним из "окон в Европу". Через Неву, Ладожское озеро, Волхов проходил великий водный путь "из варяг в греки" - из Балтийского моря в Черное.
Почти половина протяженности границы района - пограничная зона, ее десятая часть граничит с Эстонией, а остальные - выход к Балтийскому морю, странам Скандинавии и Европы.
Район пересекают несколько железнодорожных и автомобильных магистралей, в том числе связывающие Санкт-Петербург со столицей Эстонии Таллинном.
Район имеет промышленную ориентацию, базируется на собственных природных ресурсах и обладает, в целом, высоким экономическим потенциалом. В районе развиты легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, химическая и перерабатывающая промышленность. Перспективы развития района связаны со строительством портовых сооружений, развитием припортовой зоны.
Важнейшим преимуществом района являются инвестиционные возможности во всех сферах экономики.

1.2.2. МО "Сланцевский район"

Основан район в 1949 году, его площадь составляет 219,1 тысячи гектаров. Численность постоянного населения района составляет 50 тыс.человек, из них 22% проживает в сельской местности.
Муниципальное образование "Сланцевский район" расположено на юго-западе Ленинградской области в междуречье рек Нарва и Луга. Примыкает к двум крупным водоемам: к Нарвскому водохранилищу и Чудскому озеру. С севера и востока район граничит с Кигисеппским районом, а с запада по реке Нарва проходит государственная граница с Эстонской Республикой.
Главное богатство района - горючие сланцы, запасы которого оцениваются примерно в 5-7 млрд тонн. Промышленный комплекс города представлен 9 крупными и средними предприятиями, которые и определяют экономический потенциал района. Ведущие отрасли промышленности: нефтехимическая и топливная. В последние годы на территории района успешно развиваются предприятия малого бизнеса.
Административно-территориальное устройство района включает в себя г. Сланцы с численностью 38,6 тыс. человек и 7 волостей, на территории которых расположено 156 населенных пунктов. Расстояние до Санкт-Петербурга - 192 километра.
Город Сланцы - промышленный город, расположен на берегу реки Плюсса. Основная промышленность города - топливная, представленная АО "Сланцы" и АО "Ленинградсланец". Кроме этого действуют предприятия химической и машиностроительной отраслей, развивается производство строительных материалов, пищевая и перерабатывающая отрасли. В 20 километрах от города протекает река Нарва, а в 35 километрах от города находится берег Чудского озера. Город имеет хорошее автобусное и железнодорожное сообщение с Санкт-Петербургом и Гдовом.

1.2.3. МО "Город Ивангород"

Город Ивангород был основан в 1492 году на правом берегу реки Нарвы, на "Девичьей горе", прямо напротив Нарвского замка.
Муниципальное образование "Город Ивангород" - самое западное муниципальное образование Ленинградской области - занимает территорию 48,9 кв.км, на которой проживают 11,2 тыс. человек. Город Ивангород расположен в 150 км от Санкт-Петербурга на федеральной автомобильной дороге Е20 - Санкт-Петербург (Россия) - Таллинн (Эстония). Расстояние до Таллинна 230км, до берега Финского залива 16 км.
Здесь развита легкая и пищевая промышленность, торговля и транзит.
В городе имеются авто- и железнодорожный вокзалы. Оживленная международная магистраль, развитая система транспортного сообщения позволяет легко добраться как до Санкт-Петербурга и городов Ленинградской и Псковской области, так и до крупных городов Эстонии.

1.2.4. Муниципалитет Нарвы

Впервые Нарва (старые названия: Ругодив, Нерев) упоминается в 1171 г в Новгородской летописи. Статус города Нарва получила в 1345 году. Нарва, третий в Эстонии по величине город, находится на северо-востоке республики, в Ида-Вирумаа (Восточно-Вируском уезде) и имеет статус самого восточного города страны. Город Нарва расположен на левом берегу реки Нарва, в 14 км от ее впадения в Финский залив. Город Нарва практически с трех сторон окружен водой.
Умеренный климат и пресные воды Нарвского водохранилища (находится к югу от города) и реки Нарва с расположенными на ее берегах историческими памятниками благоприятствуют развитию туризма в регионе.
Нарвское водохранилище имеет выход в Чудское озеро, а река Нарва от Финского залива до моста, расположенного в черте города является судоходной.
Уникальным явлением природы являются и Нарвские водопады, находящиеся в черте Нарвы и Ивангорода. Но со строительством Нарвской ГЭС и Нарвского водохранилища водопады работают только тогда, когда часть воды пускают по старому руслу.
Административная площадь территории Нарвы - 85 квадратных километров. Город занимает 2,5% площади уезда Ида-Вирумаа, в котором он находится. В Нарве проживает 72 000 человек (2002 год), но этот показатель постоянно падает. 94% - русскоязычное население. 37,8% населения всего Ида-Вирумаа. Плотность населения - 870,6 человека на квадратный километр. Административная территория Нарвы делится на 15 районов.
Территория города протянулась вдоль реки на 5 километров.
Промышленные предприятия города - старейшее текстильное предприятие республики "Кренгольмская мануфактура", уникальные тепловые электростанции Эстонская и Балтийская, работающие на сланце.
Экономическую основу Нарвы сегодня составляют текстильная промышленность и энергетика. Традиционными для Нарвы являются также швейное производство, металло- и деревообработка, производство мебели, стройматериалов, кож, промышленного оборудования.
Наряду с крупной промышленностью действуют и предприятия малого и среднего бизнеса, среди которых наибольшее развитие получили торговые и обрабатывающие, а также предприятия сферы обслуживания. Общее количество зарегистрированных в Нарве предприятий - более двух тысяч.
Нарва имеет свой порт, предназначенный для приема туристов, а также для занятий местных спортсменов-гребцов.

1.2.5. Муниципалитет Нарва-Йыэсуу

Нарва-Йыэсуу (старое название Гунгербург) в переводе с эстонского языка означает "устье Нарвы", то есть Усть-Нарва.
Муниципалитет Нарва-Йыэсуу свою историю ведет с 1993 года, когда после восстановления независимости Эстонии курортный поселок Нарва-Йыэсуу получил статус самостоятельного города.
Нарва-Йыэсуу находится в крайней северо-восточной точке Эстонии. Нарва-Йыэсуу расположен на левом берегу реки Нарвы, у ее впадения в Финский залив и входит в состав уезда Ида-Вирумаа.
Город раскинулся вдоль берега реки Нарвы на 3,5 километра вдоль побережья Финского залива на 6 километров в виде буквы Г. С внутренней стороны этой буквы находится лесопарк площадью 450 гектаров. По реке Нарве проходит граница Эстонской Республики с Российской Федерацией. С северной стороны проходит морская граница Эстонии с Финляндией. Ближайший финский город Котка расположен на расстоянии 150 км от Нарва-Йыэсуу.
Площадь Нарва-Йыэсуу составляет 11,3 кв.км. Из них 113 га или 12,4% составляет жилая зона, 282 га - лес, 75 га - пляж.
По состоянию на 30 июля 2003 года общая численность населения составляла 3092 человека.
Город расположен на дюнах и имеет бывший некогда одним из лучших в Прибалтике мелкопесчаный пляж и необходимую рекреационную инфраструктуру: дома отдыха, санатории, детские базы отдыха, пансионаты и тд., большинство из которых в данное время закрыто (хотя ещё в 80-х годах ХХ века здесь отдыхало до 100 000 человек в сезон!). Ширина пляжа во всех местах не более 70 метров.
В силу географического положения и исторических причин Нарва-Йыэсуу всегда был популярен в качестве места отдыха не только у жителей Эстонии, но и России, особенно ее Северо-Западного региона.
Водный ресурс представлен бассейном реки Нарвы на протяжении 3,5 км вдоль Нарвской дороги. Финским заливом омывается пляжная черта курорта. Состояние морской воды достаточно хорошее по сравнению с другими курортами Эстонии.
Большое влияние на состояние пляжной полосы и водного ресурса реки Нарвы в целом оказывает мол. На качество водного ресурса реки большое влияние оказывает техническое состояние очистных сооружений Нарвы и Ивангорода.
После закрытия в городе двух крупных рыбоперерабатывающих предприятий преобладающими сферами бизнеса в Нарва-Йыэсуу стали курортное обслуживание, торговля и туризм.

1.2.6. Волость Алаыйе

Волость Алаыйе находится в южной части уезда Ида-Виру. Расположена вдоль Чудского берега. Численность населения Алаыйе составляет 476 жителей.
Центром волости является поселок Алаыйе, в котором проживает 151 человек, находится в 44 км от Йыхви. Поселки с наибольшей численностью населения - Васкнарва, в которой находится лодочный причал, и Уускюла.
С российской стороны прямо напротив Васкнарвы находится деревня Скамья Сланцевского района.
Основные виды деятельности волости связаны с туризмом, рыболовством и рыбоперерабатывающей промышленностью. Наиболее крупные предприятия - AS Peipsi Trade и OU Peipsi Grupp.

1.3. Описание реки Нарва и туристического сектора в Принаровье

1.3.1. Историческая справка по плаванию на реке Нарва

Река Нарва берет начало из Чудского озера и впадает в Финский залив Балтийского моря. Длина ее всего 78 километров, но это самая широкая и полноводная река Эстонии. Несмотря на небольшую протяженность, она дважды меняет свой режим, превращаясь из типично равнинной реки в горную: в районе деревни Омут и в г. Нарва. Там она образует Омутские пороги, не препятствующие судоходству, а в г. Нарва - Нарвские водопады, прерывающие судоходную связь Чудского бассейна с морем.
На вепском языке слово "narva" означает порог. Название реки Нарвы встречается в псковских летописях уже в XIV веке. Протекающая через область исторического водьско-ижорского поселения река Нарва имеет большое значение как культурная и политическая граница между северо-востоком Эстонии и российскими владениями уже с XIII века.


Использование реки Нарвы как водного пути имеет многовековую историю, начиная с возникновения города Нарвы как экономического центра на пересечении торговых путей. Вначале по реке ходили простые лодки и парусники, которые доходили до бастионов крепости г.Нарва.
В XV веке стали строить суда с большей осадкой. Суда с товарами шли из ганзейских городов в Великий Новгород и обратно, ревельские (таллиннские) купцы доставляли товары в г.Нарва по реке. Для безопасного проведения судов капитанам приходилось обращаться к местным рыбакам за помощью. В 1646 году ввели регулярную лоцманскую службу.
Большие суда должны были иногда оставаться на рейде. Открытое море было небезопасно. В 1649 году король Швеции Магнус Эриксон, спасаясь от новгородцев после поражения в Копорской губе, ушел с оставшимся флотом в устье реки Нарвы, где весь флот шведов был погублен сильнейшей бурей. В 1747 году во время бури в Нарвском заливе погибло 22 английских и голландских судна.
Нарва-Йыэсуу - самый древний населенный пункт Нарвского взморья, основанный в XIV веке. Возникновению поселка в большей мере способствовало развитие посреднической торговли в Нарве, морскими воротами которой он служил вплоть до ХХ столетия. В начале XVI века сюда переместился рыбный промысел и из Нарвы. Позднее немцы стали именовать поселок Гунгербургом.
В XVI веке Нарва-Йыэсуу продолжает быть и довольно значительной гаванью, куда заходят много иностранных кораблей. Местные рыбаки зарабатывают себе на жизнь не только рыболовством, но и лоцманством, проводя суда в Нарву и из Нарвы в море.
Конец XVI - первая половина XVII столетия характеризуется упадком нарвской торговли, и Нарва-Йыэсуу влачит жалкое существование.
Лишь в 40-х годах XVII века начинается оживление торговли через нарвский порт, которая еще более усиливается после заключения в 1661 году Кардисского мира между Швецией и Россией. С ростом торговли городские власти должны были заботиться о состоянии фарватера реки, о проведении замеров глубин, о содержании в порядке створных знаков и хозяйства маяков. Эти обязанности лежали на жителях Нарва-Йыэсуу, здесь был создан лоцманский пункт. Число кораблей, проходивших ежегодно порт Нарва-Йыэсуу, доходило до 500. В ходе Северной войны (1700-1721) русские войска выстроили в Нарва-Йыэсуу укрепления и установили батареи, которые преградили путь шведским кораблям к осажденной Нарве. В 1767 году был сооружен причал и укреплен берег реки. В 1780 году производились работы по углублению устья реки. В 1880 году построен новый маяк и установлены пять больших бакенов, прикрепленных мощными цепями к якорям, что помогало судам, стоявшим на рейде, переносить сильные шторма.
Велись работы по углублению дна реки, устье которой сильно мелело вследствие морских приливов.
В XVIII веке по внешнеторговому обороту Нарва занимает третье место среди портов России на Балтийском море после Риги и Петербурга. По реке проходили сотни русских и иностранных кораблей.
В XIX веке значение Нарвы как портового города уменьшается. Сказывается удаленность гавани, расположенной в Нарва-Йыэсуу, ее неблагоустроенность, также мелководье устьевой части реки. Крупные морские суда не могли пройти к городским причалам. Нарвский рейд был ненадежен. Из-за песчаного грунта суда во время осенних штормов срывало с якорных стоянок. Нередки были случаи, когда шторм выбрасывал на берег десятки кораблей.
Работы по углублению русла реки и благоустройству порта не могли обеспечить безопасность судоходства, и нарвская торговля стала приходить в упадок. Но несмотря на это, судоходство по реке Нарве никогда не прекращалось. В конце XIX века, в связи с основанием в Нарве мануфактурных фабрик, оно даже вновь увеличивается - сырье для них доставляется из-за границы водным путем. Так, в 1895 году через Нарва-Йыэсуу прошло около ста пароходов и парусных судов, что можно считать началом судоходства на реке Нарве в современном понимании этого слова.
Из типов судов были приняты к использованию только пассажирские и буксирные суда. Это было обусловлено следующими обстоятельствами:
- в век парусников их надо было буксировать к городу вверх по реке;
- с переходом на паровые двигатели и увеличением размеров судов появилась необходимость их разгрузки в гавани Нарва-Йыэсуу или на рейде, т.к. глубина русла реки не позволяла подняться судам с большой осадкой выше Нарва- Йыэсуу. Снятые с пароходов грузы перевозились в город на баржах. Использование более мелких пароходов вместо барж было экономически невыгодно. Груз доставлялся с Псковского озера в Васкнарву на ладьях, затем на баржах доставлялся в гавань Кулгу, оттуда гужевым транспортом в Нарву, а с причалов Нарвы, опять же на баржах, - вниз по реке в Нарва-Йыэсуу для перегрузки их на морские пароходы опять же на баржах. Регулярное пассажирское сообщение по реке началось в 1872 году, когда купцы Д.Зиновьев и А.Хан с пароходом "Аллерт" открыли линию Нарва - Нарва-Йыэсуу.
Появление пассажирских пароходов было обусловлено:
- возникновением курорта Нарва-Йыэсуу;
- необходимостью обеспечения сообщения между Нарвой как местным центром и окрестными сельскими поселениями, учитывая скромные возможности и технический уровень других средств передвижения того времени.
Примерно в 1910-1912 гг. Мягар и Лоотсман начали пассажирские перевозки на линии Усть-Луга - р. Рассонь - Нарва-Йыэсуу маленьким пароходом "Луга", но уже в 1913 г. на эту линию вышел более крупный пассажирский пароход "Россонь", и линию продлили до г. Нарвы.
Пассажирские перевозки в верхнем течении осуществлял в начале ХХ века купец И.Громов из деревни Скамья, начав в 1907 году перевозки между Кулгу и Васкнарвой на небольшом моторном судне "Кит". Чуть позже на эту же линию вышли и другие пароходы "Смелый", "Победа" и "Заря".


Пароход "Инкерман" , владелец И.Паурман.
Фото до 1917г.


Пароход "Павел", владелец П.Кочнев.
Фото 1930 г.
В 1940 году все суда были национализированы и перешли в собственность Чудского озерно-речного пароходства. На базе нарвских пароходов образовали отдел судоходства с центром в гавани Кулгу. Пассажирские пароходы продолжали работу на прежних линиях.
В начале Второй мировой войны часть пароходов эвакуировалась в Ленинград и оттуда далее на реку Шексну, где они и работали в годы войны. Пассажирские перевозки в годы Второй мировой войны значительно уменьшились, но не прекратились. И только в 1944 году навигации не было. В послевоенный период несколько расширилась география пассажирских перевозок , изменялся флот. Появились новые линии на Усть-Лугу и Сланцы, катание по Нарвскому заливу.
В этот период на реке Нарва были две пристани, осуществлявшие судоходство:
1.Пристань Нарва -Чудского речного пароходства.
2.Ивангородская пристань: Пашско-Оятского Эксплуатационного участка, по освоению и эксплуатации малых рек Северо- Западного речного пароходства.

Tеплоход "Чехов" на реке Нарва. При подходе к городу
Пассажирский теплоход "Москвич-258" на реке Нарва


Пассажирские теплоходы "Правда" и "Чехов" у причала Нарва-Йыэсуу.
Пассажирские теплоходы ОМ-383, ОМ-377, ОМ-376 и Москвич-258 у причала Ивангорода (1974-75 гг.).

После войны пассажирские перевозки как в верхнем, так и в нижнем течении реки были возобновлены и продолжались вплоть до 1991г

1.3.2. Природные ресурсы бассейна р. Нарва и Чудско-Псковского водоема

Река Нарва
Река вытекает из Чудского озера в районе русской деревни Скамья и эстонской деревни Васкнарва и впадает в Финский залив. Основное направление реки с юга на север. Длина реки составляет 77 километров. Нарва является второй по величине рекой, впадающей в Финский залив, после Невы. Одновременно она является одной из крупнейших рек, впадающих в Балтийское море с востока.
Ширина реки составляет в среднем 200-300 метров (в самом истоке - 650м). Преобладающая глубина 3-4м, местами она достигает 6м, а перед устьем - даже 15м. Средняя скорость течения 1-2 м/сек, на порогах - до 3 м/сек, в нижнем течении - в пределах 0,5 м/сек. Преимущественное направление ветров юго-западное. Берега реки соединяются несколькими мостами.
По равнине река течет в виде широкого и спокойного потока в низких берегах. Глубина ее здесь колеблется от 10 до 15 метров, ширина местами достигает 700 метров. Участки реки от Ивангорода до Финского залива являются судоходными для небольших пассажирских судов.
Основная опасность - это мелководье в месте истока реки Нарвы из Чудского озера. Глубина на фарватере может уменьшаться до 1,4 м. Но, тем не менее, яхты, с осадкой 1,8-1,9 метра, базирующиеся в устье реки Втроя проходили этот участок под собственным двигателем, накренив яхту под углом 30-35°.
Другая опасность - это пороги и мелководье в районе деревни Степановщина. Здесь кроме небольшой глубины в 1,5-1,6 метра представляет опасность и сильное течение, которое достигает скорости 2-2,5 м/сек, а также каменистое дно. Поэтому этот участок настоятельно рекомендуется проходить яхтам днем и только на буксире и прижимаясь к левому (эстонскому) берегу. При осадке яхты более 1,4 м, необходимо выполнять мероприятия по открениванию яхты на угол 30-35 °.
В остальных местах глубина реки Нарвы на фарватере значительно превышает глубину 2,0-2,5 метра, а скорость течения составляет в разных местах от 0,2 до 1,0 метра/сек.
Сток реки Нарвы зарегулирован в верхнем течении Псковско-Чудским водоемом, в среднем течении - Нарвским водохранилищем. Ход уровня воды в нижнем течении реки находится под влиянием Финского залива.
В среднем течении реки Нарва, в районе природного водопада, в 1955-56 годах было построено Нарвское водохранилище и Нарвская гидроэлектростанция. В результате уровень реки на участке выше плотины поднялся на 4 метра. Подпор от плотины распространяется вверх по реке Нарве на 43 км, до д. Степановщина и по реке Плюссе до города Сланцы.
Площадь зеркала воды Нарвского водохранилища около 200 км?. 40 км? из них находится на территории Эстонии, остальная часть - на территории России. Длина водохранилища 52 км, наибольшая ширина 15 км. Средняя глубина 1,8 м, наибольшая глубина 15 м. В целом же водохранилище представляет собой сравнительно мелководный пресноводный водоем с глубиной 1-2 метра. В мелководных местах водоем судоходен только для моторных лодок с небольшой осадкой. Берега водохранилища весьма живописны и изобилуют многочисленными береговыми рощами и бухточками. На водохранилище имеется ряд островов. Среди этих островов есть несколько "плавучих островов", заторфованных в прошлом участков леса. Навигационная обстановка представлена буями, ограждающими фарватер по реке Нарве. Фарватер по реке Плюссе в настоящее время не ограждается, так как там отсутствует судоходство.



Падение реки Нарвы в сторону Финского залива (30м) по длине реки распределено не равномерно. Оно сосредоточено в основном на двух участках, где в русле реки обнажаются коренные породы: в 12-16 км от истока находятся Омутинские пороги с общим падением почти 5м, и в пределах города Нарвы, где находятся знаменитые Нарвские водопады. Сейчас водопады (Кренгольмский водопад высотой 3,5м и Йоалаский водопад высотой 7 м и шириной 125 м) сухие, т.к. река из водохранилища направлена в подводящий канал (длиной 2,3 км) Нарвской ГЭС.
Величием и мощью Нарвских водопадов теперь можно любоваться редко, когда возникает необходимость спускать часть воды из водохранилища вниз по старому руслу.
Река порожистая и ниже водопадов. Из-за водопадов сквозное пассажирское судоходство по реке Нарве невозможно.
Выход яхт в Чудское озеро, при осадке судна до 1,4 метров, возможен самостоятельно. Для яхт с осадкой от 1,5 до 1,8 метра лучше выходить в Чудское озеро на буксире, выполнив мероприятия по кренованию.
Крупнейшим притоком реки является впадающая в Нарвское водохранилище река Плюсса. Река средних размеров, шириной от 50 до 100-150 метров. Средняя скорость течения 1-2 м/сек. Река в основном ориентирована с юга на север. Преимущественное направление ветров - юго-западное. Река Плюсса судоходна до порогов, находящихся у железнодорожного моста в г. Сланцы. Глубина фарватера на судоходном участке более 2 м. По обе стороны реки смешанные леса. От Нарвского водохранилища до Сланцев берега невысокие, есть заболоченные участки. В лесах много дичи, грибов, ягод, рыбалка среднего уровня. Населенных пунктов по берегам нет.
Псковско-Чудский водоем
Чудско-Псковское озеро является одним из самых крупных озер в мире. По площади акватории (3,5 тыс.кв.км) оно занимает 37-е место в мире и четвертое в Европе, являясь крупнейшим международным озером Европы.
Из общей площади акватории 44% приходится на территорию Эстонии, 56% - на территорию России, в том числе вся южная часть озера - Псковское озеро. Среди крупных озер мира Чудско-Псковское озеро отличается относительно богатым содержанием рыбы.
Следует отметить, что озеро имеет два разных независимых названия:
  1) эстонское Пейпси (Peipsi ) , которое, видимо, происходит из языка тех давно исчезнувших племен, которые населяли эту территорию до прихода сюда финно-угорских племен около пяти тысячелетий назад;
  2) русское Чудское или Чудско-Псковское. Это название более позднее. Чудами или чудью славяне называли финно-угорские племена, пришедшие на север Европы где-то в середине первого тысячелетия н.э.
Следовательно, Чудское озеро - озеро чудов, озеро на земле чудов.
Поэтому всё, что происходит на реке Нарве и её водосборе, в первую очередь, конечно, на Чудском озере, имеет большое значение в контексте состояния и охраны вод Финского залива и Балтийского моря в целом.
Псковско-Чудский водоем состоит из трех озер. Чудское озеро на севере, Псковское озеро на юге, и соединяет эти озера Теплое озеро. Между озерами не существует явно выраженная естественная граница. Современная высота водоема над уровнем моря составляет около 30 метров. Рельеф дна однообразен. Плоское, постепенно поднимающееся к берегам дно у всех озер большей частью покрыто слоем серого ила, местами - песчаное. Прибережная линия имеет плавные очертания. Лишь в юго-восточной части Чудского озера в сушу вдаются две бухты - Раскопельская и Желчинская. Берега озер, как правило, низкие и болотистые, заиливаемые при весеннем паводке. Возвышенные же берега встречаются редко.
Климатические условия водоема такие же, как и на всей северо-западной территории европейской части страны. Озера находятся на пути мощных циклонов, идущих с запада. Вторжение атлантических воздушных масс формирует облачную, ветреную погоду с оттепелями и частыми снегопадами в холодную половину года, и с затяжными моросящими дождями в - теплую. Зимние циклоны повышают, а летние - понижают температуру воздуха. Это придает климату водоема мягкий характер и сглаживает переход от одного времени года к другому.
Псковско-Чудской водоем характеризуется преобладанием ветров южного, западного, юго-западного направлений. Значительно реже ветры северные и восточные, совсем нечасто - северо-западные. Скорость ветров обычно невелика и в среднем не превышает 5-6 м/сек. Лишь 10-12 раз в году наблюдаются сильные ветры со скоростью 14 м/сек и более.
Лето продолжается в среднем 130 дней, умеренно теплое, с короткими и интенсивными дождями. Самый жаркий месяц - июль. Из-за мелководности озер вода в них летом хорошо прогревается, достигая +20, +25 градусов по Цельсию. Лето заканчивается по фенологическим признакам с началом общего листопада, то есть 15-22 сентября. Средняя месячная температура в этот период опускается ниже +10° C. Течения в водоеме слабые, в основном ветрового происхождения, и потому определяются направлением и скоростью ветра. Скорость течений обычно невелика: в среднем в пределах 5-9 см/сек. При наступлении затишья они прекращаются. Постоянное поверхностное течение с юга на север бывает лишь весной, в период паводка. Более четко на озерах выражены волнения. Они тоже находятся в тесной зависимости от скорости и длительности ветра. Значительные волнения могут возникнуть при сильных юго-западных и западных ветрах, дующих со скоростью свыше 5 м/сек. Летом это бывает очень редко, происходит в основном осенью - в октябре и ноябре. Самые крупные волны наблюдаются на Чудском озере. Максимальная высота их, при скорости ветра 5 м/сек, достигает 0,5 м, а при скорости 10 м/сек 1.2 -1.3 м. Длина волны в этих случаях колеблется от 6 до 12 м. Для мелководных озер водоема характерны сравнительно частые и крутые волны, которые могут быть опаснее для плавания, чем морские.
Псковское озеро
Площадь Псковского озера составляет 715 км. Наибольшая длина 41 км, ширина 20 км. В прибрежной полосе Псковского озера шириной 4 км от деревни Муровицы до деревни Чернево расположен орнитологический заказник - место гнездования редких птиц, а также отдыха и кормежки лебедей, гусей и уток во время их перелетов.
Талабские острова
Талабские острова расположены в восточной части Псковского озера. Остров Залита расположен к востоку от группы островов. Остров Белова расположен к западу от остальных. Средний остров - Талабенец.
Пролив Большой Ксут между островом Залита и восточным берегом Псковского озера и пролив Малый Ксут между островами Залита и Талабенец несудоходны.

1.3.3. Яхтенный маршрут по р.Нарва. Практические аспекты

Яхтенный маршрут по реке Нарва вполне реален. Если говорить о движении с истоков реки вниз по течению, то парусные яхты и катера из Сланцев могут идти по следующему маршруту: г. Сланцы - река Плюсса - Нарвское водохранилище - река Нарва , а затем вверх по реке до деревни Скамья или вниз по реке до Финского залива. При этом яхты и катера, весом до 3 тонн, могут быть доставлены из Нарвского водохранилища в нижнее течение реки Нарвы автомобильным трейлером (или на четырехколесном прицепе, переоборудованном специально под трейлер) через Ивангород, с использованием для погрузки, разгрузки и буксировки автомобильного автокрана грузоподъемностью до 10 тонн. Стоимость такой услуги может составлять 140-150 долларов USD. Длительность погрузки, транспортировки на расстояние 3 км и разгрузки при отработанных операциях будет составлять 2,5 - 3 часа.
Буксировка маломерного флота может осуществляться катером мощностью от 30 лошадиных сил. В деревне Степановщина на участке быстрого течения крупные яхты буксируются по одной. Из опыта самая крупная яхта, среди буксируемых, была яхта "Орт", длиной 8 метров, шириной 3 м и осадкой 1,4 м, водоизмещением 2,0 тонны. Яхта транспортировалась через Нарвскую гидроэлектростанцию. Трижды яхта грузилась автокраном на грузовик с удлиненным кузовом, перевозилась и разгружалась в воду. Вся процедура занимала 2-3 часа. Практический опыт Сланцевских яхтсменов подтверждает, что яхтенный маршрут из Балтики в Псков и обратно реален.

1.3.4. Общая ситуация по яхтенным портам и инфраструктуре

В ходе реализации проекта на территории каждого отдельного района - участника проекта была проведена "инвентаризация" существующих портов и портовой инфраструктуры на реке Нарва.
МО "Кингисеппский район"
Район имеет выход к Балтийскому морю. Лужская губа пригодна для прохождения морских судов и практически не замерзает зимой. Эти уникальные природные особенности дают возможность круглогодичной эксплуатации портовых сооружений с очень коротким периодом ледокольной проводки судов.
На берегу Финского залива в Кингисеппском районе находятся два порта.
Первый порт - это ООО "Усть-Лужская производственно-торговая компания", зарегистрированная 03.04.2000г под №57219 ЛО-001, реестр 00/011996, юридический адрес: 188481 Ленинградская область, Усть-Лужский округ, д. Краколье. Это частное предприятие, которое выполняет следующие работы: ремонт и техническое обслуживание судов, межрейсовое обслуживание судов, судостроение.
Второй порт - это малый порт, расположен в Лужской губе Финского залива в пос. Усть-Луга в 4 километрах от устья реки Луги.
Площадь порта 8,8 га, длина береговой полосы 530 метров, глубины акваториальной части от 3-3,5 до 5 м, глубина подходных каналов у причала глубиной 5м.
В Усть-Лугу ведет "Северо-западный" фарватер, который обустроен береговыми створами и плавучими навигационными знаками. В зависимости от водоизмещения возможна необходимость лоцманской проводки. В настоящее время порт принимает суда типа "река-море", рыболовецкие ПТС и СТБ, суда морской инспекции, суда флота Федеральной пограничной службы (ФПС), суда гидрографической службы ГУНИО ИО РФ, прогулочные яхты и катера.
Порт расположен в черте поселка Усть-Луга, от которого до железнодорожной станции "Усть-Луга" 2км, до г. Кингисеппа по автодороге Р60 - 36км, до Санкт-Петербурга по автотрассе А121 - 120км. Причальное оборудование порта - это пирс на отметке 2,2 м, длина - 33 м, ширина - 6,5м, который выдвинут в акваторию реки на 34 метра. Есть наклонный слип грузоподъемностью до 400 т. Это позволяет ему принимать яхты и катера длиной до 30 метров.
Порт оказывает следующие виды услуг:
снабжение питьевой водой, электроснабжение, продажа запчастей, сбор отходов, информация о навигационной обстановке, зимнее хранение яхт, таможенный и пограничный контроль (пост находится на расстоянии 1000м). При необходимости есть возможность организации розничной торговли, гостиницы, ресторана или кафе, бани/душа, туалета.
Проблемы порта в том, что он расположен на территории пограничной зоны.
МО "Сланцевский район"
На момент проведения исследования район не располагает действующими речными портами и причалами. Вместе с тем здесь имеется определенная инфраструктура для водного туризма.
В городе Сланцы, начиная с 1979 года, существует яхт-клуб. Яхтсмены за это время построили своими руками 5 парусных яхт, несколько парусных досок.

    Яхта "ОРТ", построена Сланцевскими яхтсменами

Основные базы яхт-клуба находятся на Чудском озере и в деревне Скамья. Яхт-клуб располагает несколькими небольшими металлическими боксами и контейнерами, пригодными для ремонта техники и туристского быта, а также металлическим эллингом размером 9 х 12 м, предназначенным для хранения яхт. Эллинг находится в совместном владении с базой отдыха Санкт-Петербургского института ядерных исследований и находится на берегу реки Втроя в деревне Скамья.
Дачный массив "Здоровье"
Месторасположение: На границе между Сланцевским районом Ленинградской области и Гдовским районом Псковской области. Общее число дач в дачном массиве превышает 2000. На восточном берегу Чудского озера, сразу за каменной дамбой прорыт канал длиной около 200 метров и глубиной 0,8-1 м для стоянки и хранения лодок и катеров. Вход в канал не защищен дамбой, и поэтому ежегодно вход в канал замывается песком, и глубина на входе уменьшается до 0,2-0,3 метра.


Деревня Скамья


Деревня расположена к югу от впадения реки Втроя в реку Нарву. В устье реки Втроя есть боновая яхтенная стоянка на 5-6 яхт и на 8-10 весельных лодок. Стоянка принадлежит Санкт-Петербургскому Институту ядерной физики. Около стоянки расположены два металлических эллинга размером 9 х 20 м. Часть одного из эллингов принадлежит яхт-клубу города Сланцы. Глубина фарватера на реке Нарва и в месте впадения реки Втроя в реку Нарва более 2,0 метров.
Деревня Кукин Берег
Вниз по течению реки Нарвы расположена деревня Кукин берег. К югу от деревни Кукин берег на берегу возле речного затона расположена пограничная застава. На берегу есть причал для стоянки пограничных катеров.
Деревня Переволок
На севере по правому берегу находится деревня Переволок. Есть в наличии бетонный причал для лодок и катеров. Глубина возле причала 1,2-1,5 метра. У причала можно поставить 1-2 яхты. В 100 метрах от причала имеется продуктовый магазин.
Деревня Отрадное
Правый берег реки Нарвы. Есть маленький причал на 2-3 яхты. Можно заправиться водой. Магазин. Глубина возле причала 1,5-2.
МО "Город Ивангород"
На момент проведения исследования в Ивангороде причала для яхт и небольших прогулочных теплоходов нет. Также нет никаких разработанных документов по малым портам или причалам и их инфраструктуре.
До 1994 года в Ивангороде существовал причал для прогулочного теплохода, который курсировал по рекам Нарве и Россони. К настоящему времени причал разрушен, остались только сваи. В городе имеется стоянка для рыболовецких катеров.
В связи с отсутствием порта отсутствует и портовая инфраструктура. Нет разработанных документов по восстановлению малых портов и их инфраструктуры.
Береговая часть в территориальных пределах МО "Город Ивангород" принадлежит муниципалитету, за исключением одного землепользователя - рыболовецкого кооператива ООО "Юникс", у которого в краткосрочной аренде находится участок берега размером 653 кв.м. На реке имеется 16 лодочных гаражей и 45 весельных и резиновых лодок. На Нарвском водохранилище находится садово-лодочный кооператив "Южный", в составе которого 164 лодочных гаража, 15 лодок и 102 катера.
Местные жители достаточно активно использовали акваторию реки и водохранилища для отдыха до 992 года, т.е. до момента установления государственной границы с Эстонской Республикой. Введение пограничного режима значительно ужесточило правила выхода на воду на плавсредствах.
Причал в городе Ивангород
Месторасположение: река Нарва правый берег, нижнее течение. (Ниже автодорожного моста). В наличии на правом берегу реки Нарвы только бетонная причальная стенка, принадлежащая рыбоперерабатывающему заводу. Можно поставить 3-4 яхты. Есть несколько необорудованных причальных стенок, принадлежащих отдельным предприятиям. Сведения о наличии охраны, предоставлении каких-то услуг, именно для яхт, прибывающих на отдых, отсутствуют. На данный момент нет структур, позволяющих в той или иной мере предоставить услуги по комплексному обслуживанию яхт и катеров, прибывающих с целью туристского отдыха в этом районе.
Стоянка в Ивангороде
Месторасположение: Нарвское водохранилище в районе водоподводящего канала к Нарвской гидроэлектростанции г. Ивангорода. Правый берег реки Нарва.
Есть в наличии база-стоянка рыболовного предприятия. Никаких портовых сооружений, бонов или понтонов в этом районе нет. Инфраструктура приема яхт и катеров отсутствует.

 

Муниципалитет Нарвы
В Нарве имеется два малых порта, собственниками которых является Нарвская горуправа.
Нарвский городской порт

 

Расположен в границах города на левом берегу реки Нарва на расстоянии 14 км от берега Финского залива, 1км от центра города и железнодорожной станции Нарва и автотрассы Таллинн-Санкт-Петербург.
Площадь территории порта составляет 25440 кв.м, площадь акватории - 23025 кв.м. Основные функции существующего порта - обслуживание пассажиров, морских туристов и мореплавателей-любителей. Его назначение - гостевой порт.
Операторами порта являются "Клуб юных моряков" г.Нарва (г.Нарва, ул.Виру, 18) и Нарвская Спортивная школа ЭНЕРГИЯ (г.Нарва, ул.Выйду, 4).
Заход в порт проходит по морскому и речному каналам общей длиной 15,5 км, шириной 30-50м, глубиной 3,0-4,5м без помощи буксира и лоцмана. Максимальная глубина в порту 2,2м. В порту 4 причала общей длиной 126пог.м. и с десятью местами для одновременной швартовки.
Порт может принимать суда с габаритами:
Длина - 38 метров;
Ширина - 15 метров;
Осадка - 2 метра.
Порт оказывает следующие основные услуги: заправка топливом, снабжение питьевой водой, электроснабжение, бар, баня, душ, туалет, прачечная, сбор отходов, информация по навигационной обстановке.
На базе КЮМа возможен мелкий ремонт и зимнее хранение яхт на площадке и в крытом ангаре. Поставка продовольствия в порт может производиться из города по заказу. Гостиничные услуги, магазины, банкомат, услуги связи можно получить в городе в сотне метров от порта.
За последние пять лет порт посетили:
Яхты и катера из Эстонии - 65;
Яхты и катера из России - 4;
Яхты и катера из других стран - 30.
По реке Нарва в районе города проходит граница между Россией и Эстонией, но пограничный, таможенный и санитарный контроль в порту отсутствует, т.к. досмотр производится в порту Нарва-Йыэсуу. Порт находится в стадии регистрации в Эстонском государственном регистре.
Порт КУЛГУ
Расположен в границах города Нарва, на северном берегу Нарвского водохранилища реки Нарва, на расстоянии 57 км от Чудского озера, на расстоянии не более 1км от центра города и железнодорожной станции Нарва и автотрассы Таллинн - Санкт-Петербург. Площадь территории порта составляет 3844 кв.м, площадь акватории - 17404 кв.м.
Основные функции существующего порта - обслуживание морских туристов и мореплавателей-любителей. Его назначение - лодочный порт.
Операторами порта является "Клуб юных моряков" г.Нарва (г.Нарва, ул.Виру 18). Подходной канал отсутствует. Максимальная глубина в порту 2,2м.
В порту один причал общей длиной 140 пог.м. и с десятью местами для одновременной швартовки. Порт может принимать суда с габаритами:
Длина - 30 метров;
Ширина - 12 метров;
Осадка - 1,5 метра.
Места стоянки защищены от волн и ветра молом. Порт оказывает следующие основные услуги: заправка топливом, снабжение питьевой водой (по заказу), электроснабжение, баня, туалет, сбор отходов, информация по навигационной обстановке. На базе КЮМа возможен мелкий ремонт и зимнее хранение яхт на площадке и в крытом ангаре. Поставка продовольствия в порт может производиться из города по заказу. Гостиничные услуги, магазины, банкомат, услуги связи можно получить в городе.
Порт Нарва-Йыэсуу


Месторасположение: устье реки Нарва.
Ряд причальных стенок, принадлежащих различным предприятиям, и с ограниченными возможностями обеспечения комплексом необходимых и достаточных услуг для яхтенного туризма. На базе городского причала создается яхтенный порт на 10 яхт. В настоящее время разрабатывается необходимая документация. Порт в Нарва-Йыэсуу зарегистрирован в Эстонском государственном регистре.
Навигационная обстановка представлена буями, обозначающими фарватер. Есть проблемы с замыванием (заиливанием) входа в реку Нарву со стороны Балтийского моря как выносимым грунтом рекой Нарвой, так и прибойной волной Балтийского моря.
Река на участке от г. Нарва-Йыэсуу до г. Нарвы широкая и полноводная. Глубина более 2.0 метров. Яхты на этом участке могут подниматься против течения, даже используя собственные силовые установки, а при благоприятных условиях и под парусом, так как скорость течения реки Нарвы на этом участке не превышает 1 м/сек.
Причал в Васкнарве
Обустроенные причалы в Васкнарве имеются у двух рыболовецкий фирм. По договоренности с одной из них планируется строительство понтонной яхтенной стоянки на 3-4 яхты. Это будет результатом проекта с Нарва-Йыэсуу при финансировании программы Phare.
Порты Псковско-Чудского водоема
Город Гдов
Город с населением 10 тысяч жителей, расположенный на реке Гдовка. В месте впадения реки Гдовки в Чудское озеро расположен причал Гдовского рыбоперерабатывающего завода.
Деревня Сторожинец
В гавани деревни Сторожинец построен комплекс портовых сооружений для приема судов и яхт. На момент разработки настоящего проекта более подробной информации у разработчиков нет.
Деревня Раскопель
Гавань обустроена для приема 2-3 рыболовных катеров.
Город Псков
Областной город с населением до 200 тыс. чел. Расположен на реке Великой, впадающей в Псковское озеро. Река Великая судоходна, и глубины превышают 2,5 метра. Причальные стенки нескольких яхт-клубов расположены в центре города, предоставляется весь комплекс услуг по стоянке и бункеровке яхт и судов. Город Псков знаменит целым комплексом исторических и культурных памятников. Все они доступны с яхтенной стоянки и находятся в радиусе 1,5-2 км от причалов.

1.3.5. Состояние туристического сектора в Принаровье

1.3.5.1. Объекты туризма

В целом инфраструктура туризма, и в частности, водного, по реке Нарва отсутствует, хотя живописность реки способствует развитию туризма и повышению интереса со стороны туристов. Вниз по реке Нарва, по правому берегу расположены туристические базы предприятий Сланцевского и Кингисеппского районов. В летнее время на таких базах можно остановиться на ночлег, имеется комплекс бытовых услуг. Причальные сооружения рассчитаны в основном на весельные лодки. Возле этих баз можно стать на якорь на расстоянии 2-3 метров от берега.
Наличие большого количества исторических памятников архитектуры и смотровых площадок по обеим сторонам реки определяет особую ценность природных ландшафтов для туристического показа. Особый интерес представляет сухое русло реки Нарвы с водопадом, являющимся природным памятником и объектом охраны.
МО "Кингисеппский район"

       

Объектами интереса для туристов являются охотничий заказник "Кургальский полуостров", дюны "Лисьи Горы", соборы, церкви, этнографические деревни, Екатерининский собор, Крепость Ям 1384 г. (г. Кингисепп), Дом культуры, Никольская и Успенская церкви, оборонительные сооружения - 10 башен, историко-архитектурный музей, старинные дворянские усадьбы Роткирха, Блоков, Альбрехтов и другие (пос. Вильковицы, Котлы).
Главной достопримечательностью и символом г. Кингисеппа является Екатерининский Собор, возведенный на городской площади в конце XVIII века. Богатое культурное наследие кингисеппской земли представлено множеством архитектурных памятников.
МО "Сланцевский район"

   

Объектами интереса для туристов являются Чудское озеро, Нарвское водохранилище, река Плюсса, лесные массивы, Неолитическая стоянка на р. Нарова, Курганные могильники, усадьба Кошелевича, культовое зодчество: храм Петра и Павла (пос. Ложголово). храм Ильи Пророка (пос. Старополье). храм (пос. Козья Гора), часовня Рождества Богородицы над святым источником в д. Пенино, храм XVII века в селе Сижно, Покровский монастырь, историко-краеведческий музей, памятник - стела, д. Ложголово, памятник - стела д. Медвежок, памятник - стела, д. Навоселье, памятник-стела односельчанам, погибшим в годы войны, мемориал и братское кладбище ВОВ.
МО "Город Ивангород"

   

Главным историческим объектом интереса для туристов этого региона является Ивангородская крепость - уникальный памятник русского крепостного зодчества ХV-XVII веков со всеми своими строениями, территорией и прилегающими зонами, связанными с крепостью.
Ивангородская крепость всегда представляла особый интерес вкупе с Нарвским замком и другими историческими памятниками Нарвы. В рамках приграничного сотрудничества между Ивангородом и Нарвой были подготовлены документы о включении Нарвской и Ивангородской крепостей в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО как единого ансамбля архитектурно-оборонительного зодчества. Однако заявка была отклонена. Тем не менее, здесь существует уникальная возможность проведения экскурсий по двум крепостям. Это позволит привлечь внимание как к Ивангороду, так и к Нарве и увеличить поток туристов и экскурсантов в этом приграничном регионе.
В городе работает историко-архитектурный музей, Художественный музей, Успенский и Никольский соборы, находится микрорайон "Парусинка" с фабричными зданиями типичных архитектурных форм XIX в.
Муниципалитет Нарвы.

   

Многовековая история города сохранила много исторических и культурных памятников, которые можно разделить на следующие группы:
  • Самые древние - военно-оборонительные сооружения и архитектурные памятники. Главным из них является Нарвский замок с башней "Длинный Германн"- памятник XIII-XVII в., который совместно с Ивангородской крепостью своим неповторимым контрастным единством образуют уникальный для западной Европы архитектурный ансамбль. Хорошо сохранились бастионы, построенные во времена шведского владычества в Нарве и окружавшие Старый город.
  • Исторические памятники - памятники Северной войны 1700-1704г.
  • Памятники новой истории - событий в Нарве в начале 20 века и второй мировой войны. Главная историческая достопримечательность Нарвы - вид двух крепостей, расположенных по обоим берегам реки Нарвы: средневековый Орденский замок на западном берегу реки в Нарве и более поздняя Ивангородская крепость на восточном берегу. Символами старой Нарвы являются здание ратуши и несколько домов, сохранивших облик утраченного города, пояс знаменитых Нарвских бастионов, православный Воскресенский собор. Здание ратуши в старой части города давно не ремонтировалось, а для содержания бастионов нужны инвестиции.


  • Интересны мемориальные места, связанные с Северной войной, Петром I, а также революционными событиями в России в начале XX века.
    До 1991 года в Нарву приезжали туристические группы со всех концов Советского Союза. Они посещали и Ивангородскую крепость. Нарвское бюро путешествий и экскурсий принимало тогда по 30 и более групп в выходные дни и по 10-15 - в будни со средним количеством 40 человек в группе. Главными темами экскурсий по городу были "Нарва историческая", "Нарва современная", "Улицы Нарвы говорят", "Левый берег реки Нарвы", "Нарвское взморье", которые проводились опытными специально подготовленными экскурсоводами.
    Был развит культурный выездной туризм, когда в выходные дни по 10-20 групп оправлялись в Санкт-Петербург с посещением музеев, концертов, театров и т.п. За год общее число таких туристов составляло от 100 до 150 тысяч человек.
    Муниципалитет Нарва-Йыэсуу
    Прекрасный бальнеологический климат, сосновый лес, обширный пляж с мелким золотистым песком, протянувшийся на 13 километров, прохладная чистая вода Балтийского моря - все это делает Нарва-Йыэсуу особенно привлекательным для туристов.
    К услугам отдыхающих великолепный пляж, Светлый и Темный парки, санатории, отели, дома отдыха, бары, магазины. В городе находятся действующие Князь-Владимирский православный храм и приход Нигулисте Эстонской Евангельской Лютеранской церкви.

            

    Единовременное размещение на курорте может составлять 600 человеко-коек в день. Город является неотъемлемым звеном национальной и региональной туристической инфраструктуры.
    Волость Алаыйе


    В поселках Алаыйе и Васкнарве имеются православные церкви.Достопримечательностями в Васкнарве являются развалины крепости и можжевельник Катасе.
    Вдоль берега Чудского озера туристам предлагаются услуги круглогодично действующих гостевых домов.

    1.3.5.2. Управление туризмом

    МО "Город Ивангород"
    В администрации Ивангорода нет чиновника, отвечающего за туризм. Данные полномочия планируется вменить недавно созданному "Центру устойчивого развития".
    Великолепным памятником историко-культурного и архитектурного наследия, Ивангородской крепостью, владеет государство, а управляет деятельностью - частная фирма ООО "Ингрия", зарегистрированная в Санкт-Петербурге. В связи с чем местный муниципалитет никак не может повлиять на ее хозяйственную деятельность. Средства, выделяемые федеральным бюджетом на тендерной основе ООО "Ингрии" как генеральному подрядчику, лишь в малой доли доходят до реставрационных мастерских, осуществляющих все работы в крепости. Кроме этого, Ивангородский музей тоже никоим образом не подчиняется муниципальному образованию, а находится в ведении Ленинградского областного музейного агентства. Следовательно, все имеющиеся историко-культурные объекты на территории Ивангорода рассосредоточены в разных руках и ведомствах, что затрудняет процесс управления туризмом и тем более его развитие.
    Муниципалитет Нарвы
    В Нарвском муниципалитете с 2002 г. ответственность за развитие туризма в городе возложена на Департамент по предпринимательству, в конце 2003 г. преобразованный в Департамент Экономики и Развития.
    В настоящее время город имеет концепцию развития туризма, но ее воплощение требует большого количества денежных средств и грамотных управленческих решений. Инвестиций в туристический сектор за последние 10-12 лет не было. Исключение составляет 2002 год, когда на предварительные работы по реставрации бастионов было израсходовано 430 тыс.крон.
    Здесь следует также упомянуть строительство Нарвского городского порта на реке Нарва, куда инвестировано за 1996-2002г.г. 8740,3 тыс. крон, из них средств городского бюджета 8041,5 тыс.крон.
    Однако эффективность этих инвестиций оценить сложно, ибо порт, как гостевой порт для морского яхтенного туризма, не функционирует.
    Другие муниципалитеты
    Ярко выраженная система управления туризмом в других городах-партнерах отсутствует.

    1.3.5.3. Статистические данные

    МО "Город Ивангород"
    Ивангородская крепость - туристический объект федерального значения. По данным, полученным от руководства крепости, в 2002 году крепость посетило 24839 человек. В основном это школьники и студенты. Отдельной статистики по категориям посетителей нет.
    Муниципалитет Нарвы
    До 1991 года Нарву ежедневно в среднем посещало около 1000 человек. В последнее время посещаемость составила:

      Посещаемость Нарвского туристического инфоцентра 200020012002
      Количество посетителей 7 9548 1776745
      Количество полученных запросов по факсу и электронной почте 1 3341 7702476

    Количество обращений говорит о том, что интерес к Нарве вновь возрастает.
    Посещаемость объектов туризма в Нарве

      Объекты туризма 200020012002
      Нарвский замок 53 тыс. чел.57 тыс.чел 62 тыс.чел.
      Нарвская художественная галерея 22 тыс. чел.17 тыс.чел 15 тыс.чел.

    Статистику по другим городам-партнерам получить не представилось возможным

    1.3.5.4. Операторы

    МО "Кингисеппский район"
    В городе нет организации, занимающейся учетом, анализом и развитием въездного и выездного туризма, поэтому фактически ответить на вопрос о состоянии туризма и операторах в настоящее время затруднительно.
    МО "Город Ивангород"
    В Ивангороде было только одно предприятие, занимающееся туризмом - это ИМУП "Транзит-Сервис". Основанное в 1999 году, предприятие вывозило туристические группы на экскурсии в основном в Санкт-Петербург и занималось оформлением льготных виз в Эстонском консульстве в Санкт-Петербурге для жителей Ивангорода, имеющих основание для посещения Нарвы. В данный момент фирма не имеет лицензии на осуществление туристической деятельности. Другими словами на август 2004 года в городе фактически нет фирм - туроператоров. Вместе с тем за развитие туризма в городе в настоящее время отвечает недавно созданный муниципальный фонд "Ивангородский центр устойчивого развития", созданный в ходе реализации международного проекта "BWC INFOTOUR RUS" по программе Тасис (2002-2004).
    Муниципалитет Нарвы
    На апрель 2003года в Нарве действуют 12 фирм, которые имеют разрешение на организацию международной туристической деятельности. Из них 4 фирмы недавно начали свою деятельность или работают не регулярно.
    Туры по посещению местных достопримечательностей продаются неэффективно. Рынок туризма не развит, а здешние организаторы туризма действуют слишком изолированно.

    1.3.5.5. Информационное обеспечение

    Информационное обеспечение туризма в Кингисеппском районе и в городе Ивангороде нельзя назвать достаточным. Из-за нехватки средств туристические фирмы рекламируют свою деятельность, как правило, через местные газеты и местное радио.
    Буклетов о своей деятельности туристические фирмы не выпускают. Муниципальные образования "Кингисеппский район", "Сланцевский район" и "город Ивангород" в последнее время наладили выпуск своих рекламных брошюр-карт и пр. В составе МФ ИЦУР создан информационно-туристский центр, который в том числе отвечает и за обеспечение информации об Ивангороде через городской сайт и выпускаемые рекламные буклеты.
    Муниципатитет Нарвы периодически издает буклеты о городе. Тем не менее, несмотря на уникальность главного туристического объекта - Нарвского замка, рекламы о нем явно недостаточно, а по другим туристическим объектам она вообще отсутствует. Туристическая и историческая информация о богатом историческом прошлом Нарва-Йыэсуу также практически отсутствует.

    1.3.5.6. Инфраструктура, способствующая туристической деятельности

    МО "Город Ивангород"
    Основная фирма, занимающаяся размещением туристов в Ивангороде, - это муниципальное унитарное предприятие гостиница "Витязь".
    Гостиница была построена и открыта в 1980 г. Гостиница предназначалась для ночлега туристов, приезжающих в Россию на Олимпиаду 1980 г. Гостиница расположена в центре города на международной трассе Таллинн - Санкт-Петербург.
    После 1991 года с установлением границы, остановкой крупных предприятий число проживающих в гостинице резко пошло на убыль. В настоящее время гостиница занимает 3-й 4-й этажи здания. Остальные помещения сдаются в аренду различным фирмам, которые используют их под офисы или открывают в них торговые точки.
    В гостинице было обслужено:

         2001г2002г.
      Обслужено граждан, всего: 2649чел.1975чел.
      Число ночевок, всего: 84595838

    В гостинице раньше работал ресторан, в котором питались туристические группы, но из-за тяжелого экономического положения он временно не работал. Сйчас ресторан находится на реконструкции и осенью 2004 будет вновь введен в эксплуатацию. В данный момент в гостинице действует кафе, которое вполне может обслужить группу туристов до 20 человек.
    Гостиница ООО "Дружба"
    Гостиница была построена как ведомственная гостиница завода "Феррит". Это частная гостиница, расположенная на центральной улице города, недалеко от ее центральной площади, однако в настоящее время она больше не работает
    В Ивангороде есть необходимые условия для начала развития туризма как индивидуального, так и коллективного. Имеющиеся точки общественного питания, при соответствующей договоренности, могут принять и накормить туристические группы, а также предоставить незначительные развлекательные услуги. Так в городе реконструировано кафе, способное принять группу туристов в 30-40 человек.
    Инфраструктура морского туризма на Ивангородской стороне практически отсутствует.
    Муниципалитет Нарвы
    На настоящий момент в Нарве имеется 8 фирм, получивших лицензию Департамента предпринимательства на оказание гостиничных услуг.
    В 2002году все гостиницы Нарвы прошли аттестацию в соответствии с Законом о туризме. В городе достаточно мест для питания туристов, и большая часть из них может принять туристические группы.
    На эстонском берегу прибывающие яхтенные туристы могут обслуживаться в городах Нарва или Нарва-Йыэсуу.

    1.4. Региональные и местные планы развития туризма

    МО "Кингисеппский район"
    Муниципальное образование "Кингисеппский район" имеет план стратегического развития района на ближайшие 5 лет (до 2010 г.), в котором прописан и раздел "Развитие туризма в районе". Водный туризм в районе не развит, а существующий план его развитие пока не предусматривает.
    МО "Сланцевский район"
    На момент проведения исследования (лето 2003 г.) руководство МО планов по созданию или развитию существующих портов в районе не имеет. Программа развития района развитие портов и причалов не предусматривает. Вместе с тем администрация активно способствует работе заинтересованного в развитии местного яхтклуба.
    МО "Город Ивангород"
    Руководством муниципального образования "Город Ивангород" в 2003 году разработан проект плана "Стратегического развития Ивангорода до 2010 года".
    Одной из основных задач плана развития является создание Ивангородского "Центра устойчивого развития", который, по мнению руководства МО, способен реально разработать детальную комплексную программу развития сферы туризма как значимой отрасли городской экономики.
    Эта программа предусматривает и "Разработку технико-экономического обоснования строительства международного туристского порта маломерных судов (моторных и моторно-парусных яхт), причального комплекса и системы сервиса, связанного с обслуживанием судов и пассажиров, расширением таможенного терминала и складов временного хранения".
    Планы развития территории города предусматривают возможность строительства малого порта в исторической части Ивангорода, около крепости. Это закреплено в плане стратегического развития города, утвержденного городским собранием в 2001 году.
    Составлен проект реконструкции исторической части города, включающий и порт для маломерных судов и яхт. В настоящее время проект находится на рассмотрении в комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области.
    Начались переговоры с администрацией города Котка (Финляндия) об открытии пассажирско-туристического маршрута Котка - острова Финского залива - Ивангород - Котка. Для достижения этой цели финская сторона готова построить причальную стенку для теплохода на подводных крыльях. Предполагаемый объем частных инвестиций - 3млн рублей.
    Муниципалитет Нарвы
    Программа развития города Нарвы на 2001 - 2004 годы предусматривает как развитие туризма в целом, так и реконструкцию уже существующих портов - городского на реке Нарва и порта Кулгу, расположенного на Нарвском водохранилище. Имеется "Концепция развития туризма в Нарве".
    Муниципалитет Нарва - Йыэсуу
    В результате реализации Программы развития Нарва-Йыэсуу на 1999-2003г.г. в части развития технической инфраструктуры, способствующей развитию морского и речного туризма, были выполнены следующие работы:
  • Осуществлена муниципализация земель, необходимых для строительства портов;
  • Составлена программа развития порта
  • Проведено исследование мола и проектное исследование проведения глубинных работ фарватера.
  • В начале 2004 года муниципалитетом города Нарва-Йыэсуу была разработана и принята Стратегия и Программа развития города Нарва-Йыэсуу на 2004-2014 г.г.
    Этот документ предусматривает реконструкцию и открытие в Нарва-Йыэсуу малого многофункционального порта, а в дальнейшем развитие Нарва-Йыэсуу как города-курорта и города-порта. Для этого планируется строительство яхтенного причала и установка навигационных знаков. Кроме реконструкции порта будет обустроена и набережная реки.
    Региональные планы предусматривают более эффективное использование собственного ресурсного потенциала Нарва-Йыэсуу как международного курорта и места отдыха, его конкурентных преимуществ и возможностей. Здесь планируется создание специализированной базы обучения и повышения квалификации персонала, занятого в курортном обслуживании и туризме.
    В 2003 г. город выиграл инвестиционный проект по реновации причала и строительству понтонной яхтенной стоянки на 1-10 яхт. Завершение работ - осенью 2004 г.


    Предыдущая страница Закрыть книгу Следующая страница